на главную страницу
товары феншуй - интернет магазин www.skylions.ru
 
добавить в избранное
на главную страницу
послать ссылку другу
карта сайта
статьи


    К вопросу о сути образования
«Получить образование», «дать ребенку хорошее образование»… Мы давно уже перестали задумываться над смыслом этих слов, они превратились в затертую монету – и чем больше и чаще эта монета «ходит», тем больше стирается. Даже в Википедии мы читаем, что образование – это «целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию».
А если задуматься? Если задуматься, тогда становится совершенно очевидно, что слово «образование» имеет совершенно прямой – и совершенно иной! -  смысл: в результате той самой «познавательной деятельности» образуется личность. Ну, или не образуется – если образование профанировано. Т.е. образование – это не «познавательная деятельность» как таковая, образование – это результат деятельности. В результате познавательной деятельности индивид раскрывается, обнаруживает свой внутренний потенциал и возможности и находит действенные пути их реализации. Иными словами, обретает счастье в жизни.
Тогда и только тогда обретают смысл привычные словосочетания «начальное образование», «среднее образование», «высшее образование» - если они отражают реальные стадии раскрытия изначально заложенного, внутреннего потенциала индивида.
На деле же мы обычно имеем значительно менее радужную картину. Результаты обычной, повседневной деятельности  по получению образования  (без разницы, начального или высшего) очень редко – и это можно считать, наверное, счастливым исключением, нежели правилом – способствуют раскрытию внутреннего потенциала человека. Сколько счастливых людей выпустили во всем мире школы, колледжи, институты и университеты?
Единицы. Счастливые исключения, которых не удалось сломать ни школе, ни колледжу, ни университету.
Все остальные выходят из стен «образовательных учреждений», сгорбившись под массой разнообразной информации и с долгожданной бумажкой в кармане, но на деле - ни став ни на капельку счастливее. Можно получить два, три или больше «высших» образования, можно даже стать магистром или кандидатом каких-нибудь наук…но при этом в своем духовном развитии не продвинуться ни на миллиметр. Многочисленные преподаватели многочисленных дисциплин, чаще всего,  мало озабочены тем, что вы сможете сделать с тем, что они вам «читают». И изменить себя им труднее, чем бросить курить застарелому курильщику. Они озабочены тем, как «отчитать» лекцию, сколько им заплатят за академический час… они могут без малейшего зазрения совести «отчитывать» вам одно и то же двадцать лет подряд, хотя жизнь давно ушла вперед и то, что вы вызубрите и сдадите на экзамене, никогда в жизни вам больше не пригодится.   Все – и преподаватели в том числе – прекрасно знают, что сегодня любой осел  может заказать себе написание  дипломной работы на любой вкус, а уж курсовые в сезон сессии разлетаются как горячие пирожки. Тем не менее, при всем при этом именно оценки дипломов и курсовых продолжают оставаться «мерилом» полученных знаний. Десять лет школьного обучения можно успешно «сжать» до двух-трех – именно столько времени реально требуется, чтобы усвоить тот объем знаний, который реально остается в голове у подавляющего большинства выпускников. Правда, тогда возникает вопрос, что делать с детьми и как и чем их плодотворно занять, если не запихивать в школу – но думать над решением этого вопроса никому не хочется. Гораздо проще поступать «как принято».

Пожалуй, трудно обрисовать картину точнее и короче, чем это сделал Ошо – «Нет, я не могу назвать это образованием. Это преступление…. это путь к смерти, так устроено образование. Маленькие дети попадают в эти сети, не ведая, куда это их приведет и что будет с ними. К тому времени, когда они осознают это, они уже будут совершенно испорченными и погубленными. К тому времени, когда они задумаются над своей жизнью, они уже будут практически неспособными сделать шаг в другую сторону».



Rambler's Top100   Рейтинг SunHome.ru