Как правильно покупать или фен-шуй покупок

Опубликовано в Пятница 2 Январь 2009

Любопытнейшее существо – продавец. При этом СОВЕРШЕННО не имеет значение, ЧТО именно он (она) продает; любопытность действий, «ужимок и прыжков» продающего народа в большинстве случаев находится вне прямой зависимости от характера продаваемого товара.
В чем же заключается эта любопытность и как с этим любопытнейшим существом взаимодействовать без ущерба для себя?

Ответ на этот вопрос должен интересовать каждого, кто так или иначе неравнодушен к собственному благосостоянию. Ведь каждый мало-мальски знающий мастер фен-шуй скажет вам, что вещь, купленная с удовольствием у приятного продавца привнесет в вашу жизнь значительно больше позитива, нежели купленная у человека неприятного или при неприятных\некомфортных обстоятельствах. А такая нередкая ситуация, как “навязанная” продавцом покупка и подавно в лучшем случае оборачивается выброшенными деньгами.

Мои личные наблюдения позволили мне проклассифицировать продающий народец по следующим основным категориям.


Продавец обыкновенный набрасывающийся.
К этой – наиболее нервирующей первоначально, но и максимально простой в нейтрализации - категории относится подавляющее большинство продавцов. Особенность поведения данной категории состоит в том, что стоит только на секунду задержаться у какой-либо витрины, моментально откуда-то выпрыгивает (возникает, выползает – в зависимости от темперамента) некая личность с сакраментальным вопросом: «Что вас интересует?» (вариант: «Что вам подсказать?»).

Как правило, «продавец обыкновенный набрасывающийся», получив четкий ответ, что ПОКА от него ничего не требуется, оставляет-таки вас в покое, а вы получаете вожделенную возможность мирно побродить от витрины к витрине.

Продавец – «почемучка»
. Данная категория продавцов далеко не всегда «набрасывается» сразу, но «показывает зубы» по мере погружения клиента в товарную массу.

Примерный диалог с продавцом-«почемучкой» таков:
- У вас такие юбочки есть 46-го размера?
- Таких нет, на ваш размер есть вот такие и вот такие.
- Спасибо, «вот такие» мне не нравятся.
- А почему вам не нравится? Очень хорошая моделька! Отлично сидит!

И здесь самое главное – ЧЕТКО ПОМНИТЬ, что:
1) вы НИКОМУ НЕ ОБЯЗАНЫ объяснять, ПОЧЕМУ вам что-то не нравится (особенно, если вы не можете для себя сформулировать это четко - например, что вам конкретно не нравится цвет, или «вот эта вот пуговица», или «вот эти вот дурацкие тесемочки»; а вот просто – НЕ НРАВИТСЯ, и все тут. Вы имеете право на свои предпочтения!);

2) вам эта «моделька» не нравится не потому, что она плоха сама по себе; но конкретно ВЫ такое не носите, или же она может действительно отлично сидеть, но дисгармонировать со всеми остальными составляющими вашего гардероба – или конкретно с той маечкой, к которой вы, собственно, и ищете юбочку. Помните, что польстившись на то, что «за примерку денег не берем» и «моделька» действительно неплохо на вас сидит, вам придется существенно увеличить затраты на покупки – поскольку не исключено, что к «модельке» придется покупать не только новую маечку, но и новую обувь, и новый поясок, и…, и…, и…

Взвесьте – ОНО ВАМ НАДО?

3) возможно, с точки зрения продавца (искренней или не очень – значения, по существу, не имеет) «моделька шикарно сидит». А вам самим это нравится? Помните, что если ВАМ доставляет дискомфорт, что «тут чересчур коротко или длинно», а «тут морщит или давит», а «вот здесь дурацкая складка» - вряд ли эти ощущения исчезнут, когда вы будете примерять вашу покупку дома, без аккомпанемента восторженных восклицаний продавца. Скорее всего, дело кончится тем, что несчастная вещь будет запихнута в шкаф – подальше от глаз, а в лучшем случае перепродана соседке с потерей в цене.

Продавец – «горничная». Норовит самолично обрядить вас в примеряемую вещь, тут завязав, тут пристегнув, тут подтянув и пр. При этом руки «горничных» могут существенно отличаться по степени своей виртуозности: если одни руки с ловкостью фокусника и в мгновение ока управляются с хитрыми пряжечками, пуговичками, крючочками, то другие… Но лучше приведу конкретный пример.

Примеряла я как-то пару лет назад на «Пражском» рынке шорты. Тетка в павильоне сразу не очень понравилась мне тем, что (см. вышеизложенную классификацию) попыталась буквально заставить меня примерить модель, которая мне не нравилась, мотивируя тем, что «вы же не знаете, как она сидит». Лишь после того, как я четко сказала, что мне неинтересно знать, как она сидит, если мне не нравится фасон, тетка с видимым неудовольствием (видимо, оскорбленная в лучших чувствах) дала мне ту модель, которая меня первоначально заинтересовала.

«Модель» застряла у меня на бедрах и дальше, на то место, которое, собственно, шорты и призваны прикрывать, налезать решительно не желала. С залихватским возгласом «Девушка, это же стрейч, он растянется!» тетка молодецки вздернула на мне эти шорты по направлению к моим ушам…

Удар шортами по промежности – ощущение, надо сказать, не из самых приятных для этой области тела. Тетка, шарахнувшись в сторону, недовольно рявкнула: «чего вы орете?». Моим ответом, что мне больно, тетка явно не удовлетворилась, поскольку на меня посыпался град вопросов, больше напоминавших обвинения: «чего вам больно?», «где больно?», подтекстом которых звучало «все вы тут выдумываете». Резюмировала тетка тем, что «я хотела вам помочь, а вы орете, как будто вас насилуют. Снимайте!», после чего, даже не подумав извиниться, удалилась в павильон с видом оскорбленной невинности.

Мораль сей басни такова:
1) не позволяйте прикасаться к себе тем людям, которые ИЗНАЧАЛЬНО вам чем-то не нравятся;

2) если вещь явно «не лезет» - не позволяйте продавцу ее на вас натягивать, через силу застегивать пуговки, молнии и пр. Помните, что «стрейч» - это не значит, что вещь должна тебя утягивать так, что язык из горла вываливается; добавки, обеспечивающие ткани стрейчевые свойства, существуют для придания вещи ЭЛАСТИЧНОСТИ, а не для превращения процедуры одевания в запихивание бедного тела в некий предмет одежды;

3) помните, что дома купленную вещь вы будете надевать САМИ, а следовательно - ИМЕННО В МОМЕНТ ПРИМЕРКИ вам необходимо САМОСТОЯТЕЛЬНО оценить, насколько удобен вам будет этот процесс.

… Покинув неприветливый павильон, я нашла устроившие меня шорты буквально через несколько минут, приобретя их у веселого разбитного мужичка, прищелкивающего пальцами и предлагающего подобрать к ним маечку «в стиле Тарантино» (при этом следует подмигивание и чмоканье губами, долженствующее означать соответствующее качество маечки), однако нисколько не возражающего против моего нежелания обзавестись означенной майкой.

Продавец – «что бы вы понимали!..». Наиболее часто встречается в отделах по продаже различных технических штучек, а также косметики.

Продавец техники, относящийся к рассматриваемой категории, будет смотреть на вас свысока, на вопросы отвечать со снисходительной усмешкой, причем указанные симптомы с максимальной интенсивностью проявятся, если вы – женщина. Увидев перед собой существо слабого пола, продавец – «что бы вы понимали!…» с удвоенной силой начинает закатывать глаза и гнуть пальцы в разные стороны.

Когда же такому типажу начинаешь задавать конкретные вопросы, связанные с техническими характеристиками вещи, вроде «а сколько оборотов в минуту у этой модели», «а какой аккумулятор – литий или никель-кадмий», «какой максимальный объем загрузки», и, наконец «а вот это что за хреновина сбоку» - в глазах типажа возникает некоторое изумление – как будто бы заговорила эта самая хреновина, после чего на вас извергается новый словесный поток, разобрать в котором хоть что-то членораздельное достаточно сложно, и ясно лишь одно – четко и логично объяснить характеристики модели и назначение отдельных составляющих этот человек НЕ УМЕЕТ. Или не знает. Или считает ниже своего достоинства.

В любом случае, помимо дискомфортного общения, вы рискуете приобрести нечто, с непонятными свойствами, и, возможно, потребующее впоследствии приобретения дополнительных аксессуаров, что, возможно, в ваши планы совершенно не входит. Лучше – оставить продавца – «что бы вы понимали!…» упиваться собственным превосходством в одиночку; поверьте, есть продавцы, которые подробно и с удовольствием опишут вам все технические особенности, преимущества и недостатки каждой модели.

Не стоит также комплексовать по поводу собственной незначительности и провинциальности под взглядом продавщицы из косметического павильона, лицо которой мгновенно принимает выражение «что бы вы понимали!..», если вы сообщаете, что:
- данная марка или разновидность товара вам незнакома;
- хотелось бы что-нибудь подешевле;
- хотелось бы знать, чем еще, кроме цены, отличается вот эта пудра от во-о-н той, в красненькой коробочке.

… Как-то раз целью моих поисков было солнцезащитное средство для волос для поездки на юг. Зашла я в торговый центр, в изобилии уставленный самыми разнообразными средствами для ухода за волосами. В ответ на мой запрос продавщица извлекла здоровенный флакон со средством (весящий, наверное, с полкило), а к нему – не менее здоровенный тюбик с шампунем, доведя до моего сведения, что эти средства нужно использовать в комплексе, иначе эффекта не будет.

По самым скромным прикидкам, вес этих средств в совокупности добавил бы в мою дорожную сумку не меньше килограмма дополнительного веса; а главное – Я ПРОСТО НЕ УСПЕЮ ВСЕ ЭТО ИЗРАСХОДОВАТЬ за две недели пребывания на югах. В Москве же все это мне просто не нужно, поскольку климат в столице Российской Федерации обычно далеко не тропический.

Естественно, у меня не было ни малейшего желания тратить лишние деньги. Продавщица смерила меня уничтожающим взглядом, констатировав, что «для себя, любимой, можно и потратиться».
Я согласна. Можно. И даже нужно. Но тогда, когда Я считаю это целесообразным, а не тогда, когда продавец хочет мне что-то продать, не приводя при этом достаточно веских аргументов, а пользуясь единственно «давлением на психику».

Безусловно, вышеперечисленные категории продавцов на практике самым причудливым образом могут сочетаться в одном и том же человеке. Тем не менее, «правила обращения» с ними от этого не изменяются.

Общим для обращения со всеми категориями продавцов является и правило – не поддавайтесь слепо на уверения, что «они (плиты, телефоны, крема и пр.) все такие», в случае, если вам, допустим, нужна вещь определенных габаритов, а в наличии у продавца таковой нет.

Ни один продавец, КАК ПРАВИЛО, не знает всего возможного ассортимента. И если того, что вам нужно, нет у него, или нет в данном магазине, или даже в двух-трех магазинах – это еще не значит, что этого нет ВООБЩЕ В ПРИРОДЕ. Не забывайте, кто ищет – тот ВСЕГДА найдет.

Анализ результатов данной классификации позволяет, на мой взгляд, сделать несколько однозначных выводов:

1) граждане покупатели (покупательницы)! выбирайте не столько товар, сколько продавца. Практика убедительно показывает, что товар, купленный С УДОВОЛЬСТВИЕМ, прослужит намного дольше, чем купленный с нарушением своего собственного внутреннего комфорта.

2) граждане покупатели (покупательницы)! Если вы видите, что продавец движим одной-единственной целью – любой ценой вам что-либо всучить – без малейшего сожаления разворачивайтесь и уходите. Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не пожалеете об этом.

3) граждане продавцы! Дорожите своими клиентами! Они – ваш хлеб насущный. Отнеситесь к ним с уважением, а не как к стаду лохов с кошельками - и качество вашей собственной жизни улучшится неизмеримо.

4) нормальные продавцы – те, которые, не навязывая своих услуг, ответят на все ваши вопросы и, не навязывая своего мнения, предложат вам варианты выбора товаров – ЕСТЬ. Их много. Их не так трудно найти. Не поленитесь только поискать. И тогда ваша покупка принесет в вашу жизнь действительно хороший фен-шуй.



Извините, обсуждение на данный момент закрыто.